вторник, 19 апреля 2011 г.

Десняночка и Страшилка

Совсем что-то я зашиваюсь - внезапно снег растаял, ягодные кусты кипятком опрыскиваю, удобряю,  меняю местами высокие многолетние культуры с низкорослыми, чтоб солнце собой не загораживали и шью мою милую Десняночку уже почти три месяца.
Вот уже с прической моя куколка и с передником-занавеской.  Для удобства ношения головного убора, плелись две косы и укладывались надо лбом, это возвышение называлось "рогами". Сейчас как раз мы шьем головной убор - сороку.  Уже готов венец костюма - занавеска, это передник, который являлся оберегом и закрывал собой  почти всю женскую фигуру.  Занавеска делалась с любовью и была богато украшена, вышита.


Женщина была одета, как капустка. Под занавеской - понева, ее тоже украшали богато прошвами по бокам.  Мы вышили на черном льне клетки поневы желтой, белой и красной шерстью, причем полоски расположены на определенном расстоянии друг от друга и в определенной последовательности.


Поясок вышит узором  "гребеночка" - украшает распашную поневу по низу и в разрезе полотнищ спереди.  Использован старинный способ вышивки - бранье иглой (от слова "брать").


Шнуром-гашником подпоясывается понева, выполнен гашник старинным способом плетения - дерганье на пальцах. Вот откуда пошло народное выражение - "положить за гашник", то есть заложить за пояс.



Вид сзади - по бокам поневы вшиты прошвы.




Сейчас шьем головной убор - самую дорогую часть костюма, в семье ее берегли и передавали по наследству.  И, как всегда, в начале каждого урока,  мне кажется эта часть костюма самой сложной и я никогда не смогу ее выполнить. Замужняя женщина не могла показаться простоволосой - это считалось большим грехом.

Ну а эта небольшая куколка - Белорусочка,  мастер класс Натальи Бокунович. Мне  дорога эта куколка тем, что в роду мужа - белорусы и раньше целая деревня носила фамилию Лучины.


Куколка слева - "Кукла в красном сарафане" Бабушкинского района Вологодской области. Передала Сысоева Майя. Муж не нашел для бедной куколки более подходящего имени, чем Страшилка. А мне она очень нравится. Под платьицем - пышные бё-ё-ё-ёдра, так их Майя назвала.  Эту куклу делала мама для свой дочки, поэтому она выполнена с любовью и особой тщательностью - подогнуты края рукавов кофточки, низ сарафана. На шейке - бусы.
Куколка справа - ее я у Майи купила, это этно кукла, выполнена из этнографических тканей, приобретенных Майей в экспедициях. У куклы - каблучки-веточки.


В вербное воскресенье нас посетила лесная гостья - любопытная чудная белочка,  долго чего-то выискивала на вишневом дереве.


В следующий раз покажу вам мою Десняночку в уже готовом головном уборе, а пока убегаю в сад опрыскивать деревья.  Очень скучаю по вам, девочки, но, к сожалению,  почти совсем нет времени на общение.  Как мне вас не хватает!!!

21 комментарий:

  1. Бесподобные куклы! Нарядные, красивые, очень милые! Сколько труда и любви в них вложено!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. какие куколки интересные! и истории! белочка восхитительна!

    ОтветитьУдалить
  3. Какая красота! Причем, мне очень нравятся, одинаково сильно все куколки.Десняночка,конечно, очень трудоемкая куколка, но куколка Майи ничуть не хуже. Мне она даже ближе по духу. Белорусочка - чудесная.А страшилка - самое что ни на есть народное творчество - самая душа народа. Это мое.

    ОтветитьУдалить
  4. Антонина, Юля, Валечка, спасибо! Мне надо было выложить оригинал Страшилки - куколку, с которой мы шили на мастер классе Майи. Как мы старались добиться той изюминки, так же выполнить швы - как в оригинале! Это очень интересно. И как я хотела сгладить углы мешочка, Майя сказала - ни в коем случае - делай пышные бё-ё-ё-ёдра как в оригинальной кукле!

    ОтветитьУдалить
  5. Леночка,какие куколки чудесные!
    А белке - отдельные комплименты. Люблю их до немАгу. Ко мне целая стайка приходит. Но по-другому выглядят.
    Лен, а зачем кусты кипятком опрыскивать?

    ОтветитьУдалить
  6. Ириш, видимо о кипятке все-таки было рассказано, многие это делают, мне одна женщина их Архангельска написала, что была занята - опрыскивала кусты кипятком. Мы каждый год приглашаем в сад садовника-специалиста, он говорит, что особой необходимости в этом не видит, только лишь от клещей. Но я по-старинке опрыскиваю "от всяческой нечести":)
    Белочка - прелесть! Интересно, у вас они - какие?
    Ирочка, спасибо, что зашла ко мне!

    ОтветитьУдалить
  7. красиииииииво-то как!!!!и вышивка и все
    все все
    куколки!!!

    ОтветитьУдалить
  8. ого-го, какой долгий процесс пошива куклы! Но она очень впечатляет, а наряд - это целая отдельная история!

    ОтветитьУдалить
  9. Лена, это всё чудесно и восхитительно! Куклы потрясающие!!!
    Лен, хотела узнать - а ты детали костюма делаешь такими, как в натуре были? Я просто ни разу не видела закруглённые края понёвы. Я так понимаю, что это куколка в костюме воронежской губернии, или Курской.
    Вообще, так интересно ты всё это описываешь. Про гашник я не знала.
    Передник удивительно красив!
    Лена, а волосы из чего?

    ОтветитьУдалить
  10. Женя, Гуля, Марина, спасибо! Курс длится 12 недель, но скорее всего, я не уложусь - много дел по саду-огороду. Закончу позже.

    Юль, воспроизведён женский костюм Брянской области, село Олсуфьево, конец 19 -начало 20 века.
    Стараемся сделать костюм, в точности соблюдая пропорции и детали всего комплекса наряда. На фотографиях из этномузея и в описании костюма Н.И. Лебедевой - скругленные края поневы.
    Волосы можно было сделать из пряжи или из сантехнического льна (которым батареи заматывают, чтоб не текли). Из-под головного убора сороки - повойник, соединенный с позатыльником, не должно быть видно ни волоска. Я сделала прическу из сан.льна.
    Спасибо за интерес к костюму, Юлечка!

    ОтветитьУдалить
  11. Лена! Народные куклы - твое призвание! Настолько они у тебя получаются со вкусом, все к месту, выбор материалов и исполнение идеальное! Браво! Появляйся, скучаю по твоим новостям!

    ОтветитьУдалить
  12. О! Олечка, спасибо! А мне уже повышивать хочется - сестренка такого зайца к пасхе заканчивает - длинноухого Фердинанда! И шаль хочется эстонскую... ничего не успеваю...

    ОтветитьУдалить
  13. Лена, от десняночки в немом восхищении!!! Но и другие хороши! Народные куклы в твоем исполнении - это просто чудо!

    ОтветитьУдалить
  14. какие красивые куколки!!!Я пока только собираюсь сделать каких-нибудь народных кукол(давно уже). но пока всё никак

    ОтветитьУдалить
  15. Алена, спасибо! Никак не закончу головной убор - сороку, очень он украшает костюм.

    Наташа, сейчас все внимание и забота - малышу, а куколки подождут еще немного!:) Спасибо, что выбрала время и зашла ко мне!

    ОтветитьУдалить
  16. Куклы у вас просто замечательные. Такой кропотливый труд! А как можно попась на такие курсы?

    ОтветитьУдалить
  17. Любовь, спасибо! Вот ссылка на дистанционные архангельские курсы http://remeslodo.ru/

    Осенью я обязательно выберу и запишусь на какой-нибудь курс. Очень нравятся поморские козули, орнаментальное вязание, да мне все нравится и все хочется!:)

    ОтветитьУдалить
  18. Ну просто прелесть какие кокетки!!!

    ОтветитьУдалить
  19. Татьяна, спасибо, я люблю своих кукол!

    ОтветитьУдалить
  20. Какой колосальный труд!!! Куклы бесподобные!!!

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...